Вчера ночью долго не мог уснуть. Хотел встать и написать в блог, но, каким-то чудом, уговорил себя успокоиться. В голове крутились мысли – что получилось, а что нет? Где проблема и где решение… ну и тому подобный мусор.
Определения. Бизнес – это автономный процесс, который даже в твое отсутствие будет продолжать приносить прибыль. Предпринимательство – это зависимый от тебя процесс, требующий постоянного присутствия.
Так чем же я занимался все это время?
Начнем с мыслей об автоматизации.
Был ли процесс поиска, обработки клиентов, разработки и внедрения завязан на меня? Да, был. Что я делал?
1. Принимал звонки, объяснял и консультировал по вопросам автоматизации.
2. Выезжал к клиентам, проводил осмотр объекта и аудит техпроцессов.
3. Разрабатывал структуру ПО и программировал.
4. Выезжал на объект для установки ПО и обучения сотрудников.
5. Сопровождал ПО, проводил доработки.
6. Обеспечивал юридическую и финансовую сторону: составление договоров, выставление счетов, контроль оплаты.
Итого: это предпринимательство.
Можно было бы это переложить на других людей и сделать из предпринимательства бизнес? Да, можно.
Какие люди нужны были бы?
1. Менеджер по автоматизации. Обязанность: прием звонков, консультирование, выезд на объект, подготовка КП, составление ТЗ, передача проекта программистам/внедренцам.
2. Программист. Обязанность: реализация ПО по техническому заданию, проектирование, усовершенствование архитектуры платформы, исправление ошибок после внедрения.
3. Технический специалист. Обязанность: проведение установки ПО и оборудования на объекте заказчика, обучение сотрудников, сопровождение после внедрения, администрирование сетей и ПК.
4. Бухгалтер (extended). Составление договоров, счетов, актов, организация доставки документов и их подписания.
5. Руководитель направления. Обязанности: корректировка предложений по автоматизации, контроль за работой менеджера, программиста, технического специалиста.
6. Водитель-экспедитор/курьер. Обязанности: доставка оборудования в офис и на объекты заказчика, развоз документов, доставка менеджера, технического специалиста на объекты.
Что еще нужно было бы?
1. Офис – расположенный недалеко от метро, площадью около 30-40 кв.м. с отдельной комнатой для проведения презентаций и ведения переговоров.
2. Автотранспорт – было бы хорошо для оперативной доставки габаритных грузов, да и водитель при этом дешевле получится.
Оценка затрат.
1. Менеджер – 20-25 тыс.
2. Программист – 30 тыс.
3. Технический специалист – 40 тыс.
4. Бухгалтер – 30 тыс.
5. Руководитель направления – 60 тыс.
6. Водитель экспедитор на своем авто – 30-35 тыс.
7. Офис недалеко от метро – 40 тыс.
Итого в месяц: 260 тыс.
Доходы.
Вот тут начинается самая большая жопа в истории человечества. Или может быть лично моя большая Ж.
Нормальная автоматизация предприятия должна стоить около 1 млн. руб. В таком случае можно себе позволить такую команду без проблем. Но – кто готов за автоматизацию в россии платить столько денег? При чем по западным меркам – это копейки. Сопровождение клиентов – тоже бабки приносит, но опять же – сколько нужно небольших клиентов для того, чтобы эту сумму отбивать? В среднем по 10т в мес. с клиента – получается, что нужно 26 клиентов. Теперь вот в чем вопрос – 26 клиентов накопать требует много времени, а ЗП платить надо уже сейчас. Вывод совпадает с практикой. Большинство поступает так: находят большой проект, а лучше парочку, берут аванс и на это все дело начинают работать. У нас же с такими большими проектами – полнейший щит. Другой вариант – постепенное развитие… Мы вобщем этой дорогой и пошли, но из 260 тыс. у нас есть всего 50. Ха. Всего то надо эту цифру умножить на 5. Это при том, что мы работаем уже 5 лет. Жестко правда?
Об орг проблемах
Сейчас я прихожу к одному единственному выводу, чего не сделано до сих пор.
1. Нет офиса и все сотрудники распределены территориально. Собрать всех в одно место – практически нереально, а если и реально, то с большой задержкой по времени. А каждый проебанный день – это упущенная выгода. Поэтому офис нужен всегда, хоть какой, но все таки объединяющий людей. В офисе проще контролировать деятельность сотрудников. В офисе быстрее обмениваться документами. В офисе проще проводить переговоры и презентации оборудования. В офисе есть основной телефон, на который можно завести все звонки – по новым клиентам и по тех поддержке. Это все связано с уровнем организации. Это все необходимо для того, чтобы все шестеренки крутились быстрее и равномернее.
2. Нет регламентов на разного рода работы. Мы изобрели велосипед, придумали как нам надо работать, чтобы окучивать клиентов и делать качественное ПО и оказывать качественные услуги. Но мы не утрудили себя написанием того, как и что надо делать. По сути, кроме нас никто не знает, что и как делается. То есть мы обрекли себя на распухшие головы и отсутствие возможности делигировать все это на кого-то еще. А ведь регламент можно написать на все: на общение с клиентом, на проведение переговоров, на заключение договоров, на работу бухгалтерии, на работу курьера, на работу программиста, на работу технического специалиста и т.п.
3. Вместо того, чтобы стремиться к делигированию всех работ на других сотрудников, мы упорно начали выполнять их сами. Это привело к тому, что потенциальные клиенты устали ждать, когда мы освободимся и ушли. А клиенты постоянные начали жаловаться на то, что мы не успеваем все делать в сроки.
Вобщем со стороны организационной – это фиаско.
Магазины
Открывать магазины в любом случае надо самим. Только так можно действительно сильно сэкономить и деньги и время. Когда мы открыли магазин за 4 дня – это было круто. Когда мы посчитали во сколько это обошлось – это было еще круче. Мы сэкономили примерно 50%… Вот это да. Далее был поставлен тех процесс, который позволил нам перестать участвовать в повседневной жизни магазина. То есть магазины стали первым полноценным бизнесом. Это, вобщем-то, уже шажек вперед.
Вопрос остается только в одном – что делать дальше? Куда двигаться и за что хвататься? Развить магазины – это будет происходить само собой.. регламенты на это есть. Автоматизация? Да у нас никто не готов за это бабки платить! Все же хотят дешевле, а в итоге для ВСЕХ НИХ это получается на порядок дороже. Ну что же… не хотите работать с нами и нашим высоким качеством? Без проблем! Покупайте дешево – все равно в итоге вы заплатите в больше, чем предложили мы вам.
Тематика RFID также в нашей стране не прокатила – все говорят, что это дорого. Мы сделали около сотни разных предложений по этой теме. Ответ один – это дорого. “Ну и хрен с ним” (С) Не шутите с Зоханом.
Но больше всего меня раздражает совсем не то, о чем я только что писал. Больше всего меня раздражает, что огромные бабки протекают мимо и у меня нет возможности за них зацепиться. Я видел бюджеты многих рабочих проектов и видел какие долбоебы их делали… от это реально мозг сворачивается в трубочку.
Еще одна фишка заключается в том, что многие из таких проектов идут через знакомства. А у меня их нет. Вот это обламывает.
Наверное я не написал еще много чего… но пока больше не пишется.