Преподобный Серафим Вырицкий – комментарии к “От Меня это было”

Исходный текст посередине. Мои комментарии черным.
Ссылка на источник: http://serafim.com.ru/site/nstr_1_1_01.html

Думал ли ты когда-либо,
что все, касающееся тебя,
касается одинаково и Меня?
Ибо касающееся тебя
касается зеницы Моего ока.

Установление идентичности (раппорт) между читателем и автором или между читателем и творцом. Это настройка необходима именно первым стихом, так как обуславливает дальнейшее восприятие читателя.

Ты дорог в очах Моих,
многоценен,
и Я возлюбил тебя,
и поэтому для Меня
составляет особую отраду
воспитывать тебя.

Речь пойдет о воспитании. То есть сейчас читателю будет передана информация о чем-то. Здесь же и ответ – а с чего бы вдруг кому-то учить читателя. Еще один смысл – Я возлюбил тебя. Когда такое происходит в нашей жизни? Когда есть кто-то, кто еще не может полностью осознавать силу выше себя и поэтому не способен ее любить. Процесс на данном этапе представляется односторонним. Такой процесс происходит, к примеру, между родителями и детьми.

Когда искушения восстанут
на тебя, и враг придет, как река,
Я хочу, чтобы ты знал, что
От Меня это было.

Прямой смысл: я – причина того, что с тобой происходит. Далее по тексту это утверждение в разных аспектах будет повторяться. С психологической точки зрения это называется рефрейминг. То есть человеку предоставляется возможность смотреть на события с другой точки зрения. С этой новой точки зрения, отношение человека меняется. Пример – притча про белый ковер. Когда видение грязного белого ковра напоминает не о том, что все хотят навредить хозяйке, а о том, что она не одна – у нее есть муж и сын. Эти точки зрения сильно воздействуют на нашу жизнь. В случае грязного ковра, как средства ее довести – последствие невроз. В случае грязного ковра, как напоминание о том, что у нее есть семья – любовь к близким, счастье, радость. А ведь все дело в точке зрения.

Что твоя немощь
нуждается в Моей силе
и что безопасность твоя
заключается в том,
чтобы Мне дать возможность
бороться за тебя.

Как хорошо жить, когда ты знаешь, что не ты ответственен за то, что просиходит. Это снимает моральное бремя. Человек психологически не получает внутреннего напряжения и, как следствие, становится более счастливым, гармоничным, у него появляется больше возможностей для самореализации и т.п.
Однако здесь мы сталкиваемся с первым феноменом, который весьма просто проверить в реальности. Он заключается в том, что доверив свою жизнь в руки творца, ситуация, в которой мы оказались, резко, неведомым способом изменяется. Такой же феномен можно получить используя Рейки или аффирмации и т.п. Это просиходит не всегда, но в этом тексте дается ответ и на этот вопрос – это все воля его. То есть ему надо, чтобы ты через это прошел. Чтобы ты получил урок.
С психологической точки зрения – это называется перечисление возможных исходов. Этот метод широко используется в психотерапии для поддержания реальности клиента. Метод заключается в том, что параллельно с тем, что делает оператор, клиенту дается описание его будущего. Будущее описать просто. Как? Либо “это” изменится, либо “это” не изменится. Так или иначе клиент уверен в том, что произойдет либо событие 1, либо событие 2. Если происходит событие 1 – все отлично! Мы добились изменений, которые нужны клиенту! Если происходит событие 2 – ничего страшного! Так и должно быть!
По сути здесь именно это и просиходит. Пример. Я начал использовать эту практику. Я вверяю себя в руки творца. Все что происходит – происходит потому что он так захотел. Ему это нужно, чтобы учить меня. Если у меня все хорошо – хвала творцу! Его силами у меня все получилось! А если у меня что-то не получается – о! хвала творцу! Это так он меня учит! Я не ответственен в том, что так происходит! Это всего лишь урок!

Находишься ли ты
в трудных обстоятельствах,
среди людей,
которые тебя не понимают,
которые не считаются с тем,
что тебе приятно,
которые тебя отстраняют, –
От Меня это было.

Повтор при других обстоятельствах. На сей раз от творца зависит и обстоятельства и сообщество.

Я – Бог, располагающий
обстоятельствами.
Ты не случайно оказался
на твоем месте,
это то самое место,
которое Я тебе предназначил.
Не просил ли ты, чтобы
Я научил тебя смирению, –
так вот смотри,
Я поставил тебя
как раз в ту среду,
в ту школу,
где этот урок изучается.
Твоя среда и живущие с тобою
только выполняют Мою волю.
Находишься ли ты в денежном
затруднении, тебе трудно сводить
концы с концами –
От Меня это было.

Опять же – все что происходит – это урок. Пример на мне – я занимаюсь предпринимательством, но это не приносит больших денег. Значит это урок. И все обстоятельства – воля его, чтобы этот урок сформировать. Я просил кого-то чтобы меня научили смирению? Вообще-то нет. Ну а раз деваться мне некуда, придется этот урок принять. Хорошо. Я буду смиренным. Значит, я полностью полагаюсь на волю творца. Мне тогда должно быть все равно, что семья умирает от голода или болезней. Да, с этим не так просто смириться. Но если я все таки смирился с тем, что так происходит – все резко закончится? Что будет дальше? Может все умрут, а я так и буду сидеть смиренным?
Этот вопрос актуален для каждого человека. Вопрос смирения. Вопрос в чем смириться, а в чем нет?
Насколько я помню, в религиозном формате признается только абсолютное смирение. Вспоминается сказание о ком-то, когда творец послал погибель на все стадо, на всю семью, а самого человека сделал смертельно больным. И тот сказал – все в руках твоих и смирился. Клево. Тогда, если так будет делать каждый, то не будет медицины. Все будут валяться на улицах, умирать, стонать и причитать – все в руках твоих. Тогда и компьютеры не нужны и вообще ничего не нужно. Имхо тогда вообще цивилизация не нужна. И если мне стукнет в голову – смириться, то я поеду куда-то в лес и буду там жить, ибо на все воля творца. И если он любит меня и я нужен ему, он не даст мне умереть. Теперь давайте все 10 миллиардов людей так сделают. Эффектненькая картинка получится. Но упс! Тогда зачем я вообще родился в этой цивилизации? Смирению учиться! Зачем в бауманку поступил? Смирению учиться! Вообще тогда все что происходит, приводит к одному – смирись. Попахивает конкретным абсурдом. Зачем тогда вообще что либо делать? Ибо как только что-то не получается сразу надо кидаться в смирение! А где же тогда саморазвитие? Оно не нужно! Просто смирись и все.
В итоге получается, что эта часть стиха относится к людям, которые находятся в полнейшей жопе. Им просто некуда деваться. И чтобы их как-то поддержать и написан этот абзац. К людям, которые переубивали всех нахуй на своем пути, чтобы добиться благосостояния или тем, кому это благосостояние досталось нахаляву (наследство) – этот стих не относится. Хотя, если они будут терять кого-то из своих близких, а это рано или позно просиходит со всеми, тогда и им этот стих будет полезен – смирись! Ты проходишь урок!
Смирение – это универсальная формулировка перекладывания ответственности на кого либо другого и перевод человека в состояние ожидание чуда.
Это вторая практика (первая была рефрейминг). Практикуя по жизни смирение, с психологической точки зрения, мы получаем возможность жить, не создавая себе дополнительных внутренних напряжений (проще говоря загонов).

Ибо Я располагаю твоим
кошельком.
И Я хочу, чтобы ты прибегал
ко Мне и был
в зависимости от Меня.

Повтор – я – причина всему. Новая мысль – “прибегал ко мне” и “был в зависимости от меня”. Рассмотрим их подробнее.
“Прибегал ко мне”. Зачем? Ответ дан ранее – чтобы ты учился. Чему? Смирению и мысли о том, что все в руках творца. Логичный вопрос – а что, других способов нет? А если вдруг я найду другой способ решать свои задачи?
“:Был в зависимости от меня”. Это политагитация. Если человек находится в зависимости от творца, то он автоматически начинает слушать и делать все, как он сказал. Круто.
Еще круче – “кошельком твоим”. Это вообще сильно. Подразумевается, что все-таки он есть! А раз есть кошелек, то явно это не просто так. Это значит, что есть товарно-денежные отношения. Это значит, что есть планы. Потому что без планов никто бы не создал этот кошелек. Опять коллапс. Речь идет о столкновении духовной жизни и материального мира, в котором одними словами творца не обойдешься. Надо всетаки строить планы и их притворять в жизнь, иначе и кошелька не было бы.

Мои запасы неистощимы.

Логично. Творец создал все, в чем мы щас барахтаемся. Но только вот материализации не бывает. Мы все это прекрасно знаем. Есть то, что уже есть. Есть ротация того, что уже есть.

Я хочу, чтобы
ты убеждался в верности Моей
и Моих обетований.

Первое обещаение творца: делай так, как я говорю и получишь то, что я говорю. Легко проверяемо в реальности: монахи, абсолютно счастливы по жизни. У них есть творец, молитвы, прихожане, а на все остальное есть универсальный инструмент “смирение”. Ага. Это опять же путь в один конец – погнали все в монастырь, будем смиренными и нам больше ничего не нужно будет: ни медицина, ни технологии, ни знания, ничего. Помнится в средневековье это уже проходили.
А что касаемо меня? Я родился в семье научного человека. Я занимаюсь технологиями, финансами. Как мне слова творца применить к своей жизни? Ну, например, можно прочитать заповеди и по ним жить: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B8_X%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0
(википедия, “заповеди Христа”).
Это третья практика. Жить по заповедям. Хотябы основным. Ну и тут тоже результат практический – можно проверить. Результат проверки в материальном мире прост: true/false. В духовном: true/lesson is not over. То есть состояение false отсутствует.
Эта практика может быть использована в любое время.

Да не будет того,
чтобы тебе могли сказать
о нужде твоей: “Вы не верили
Господу Богу вашему”.
(Второзак 8, 12-13).

Мощнейшее косвенное внушение. Смысл – делай абсолютно все по писанию творца. Если не будешь делать хоть микроскопическую часть – пинай на себя.

Переживаешь ли ты
ночь скорбей!?
Ты разлучен с близкими своими!?
От Меня это было.

Повтор.

Я – муж скорбей,
изведавший болезни,
Я допустил это, чтобы ты
обратился ко Мне
и во Мне мог найти
утешение вечное.

Повтор плюс добавление новой мысли-продолжения. Мы говорили о смирении. Естественно, что смирение приводит к утешению. То есть утешение, если результат смирения, то есть результат приятия мысли о смирении и о том, что все в руках творца. Это офигительно полезная психологическая тема. Нам часто не хватает именно утешения. И утешение мы ищем в объяснении себе того, что с нами происходит. И здесь есть один из вариантов объяснений – это воля творца.

Обманулся ли ты в друге своем,
в ком-нибудь, кому ты
открыл сердце свое…
От Меня это было.

Повтор. Продолжение перечисления применений.

Я допустил этому
разочарованию коснуться тебя,
чтобы ты познал,
что лучший друг твой
Есть Господь.

Расширение предыдущей мысли. То есть есть один непоколебимый друг – творец. Почему? Ну это очевидно. Друг – не оставит в беде (есть в тексте), к другу у тебя нет претензий (есть в тексте), друг всегда тебя поймет и примет (есть в тексте). Так что эта формулировка обоснована.
Психологическое косвенное воздействие на читателя – у тебя всегда есть друг. Трактовка – у тебя всегда есть опора. Следствие – человек становится более уверенным в себе, когда знает, что у него есть на кого положиться, когда есть к кому обратиться за советом и помощью. Человек не чувствует себя одиноким. Как следствие – человек становится более счастливым и гармоничным. Это следствие уже встречалось выше по тексту.

Я хочу, чтобы ты
все приносил ко Мне
и говорил Мне.
Наклеветал ли кто на тебя?
Предоставь Мне это дело
и прильни ближе ко Мне,
убежищу твоему,
чтобы укрыться
от “пререкания языков”.

Продолжение предыдущей мысли. Именно так мы поступаем с близкими людьми по жизни и с близкими друзьями (“прильну”).

Я изведу, как свет, правду твою
и справедливость твою, как полдень.
(см.: Пс. 36, 6).
Разрушились планы твои?
поник ли ты душою
и устал –
От Меня это было.

Повтор.

Ты создавал себе планы,
и принес их Мне,
чтобы Я благословил их.
Но Я хочу, чтобы ты
предоставил Мне
распоряжаться
обстоятельствами
твоей жизни,
и тогда ответственность
за все будет на Мне,
ибо слишком тяжело
это для тебя,
ты один не можешь
справиться с ними,
так как ты только орудие,
а не действующее лицо.

Еще раз – полностью снимается ответственность за происходящее по жизни. Тонкий момент – а что тогда вообще делать? Если мне нельзя строить планы, которые я потом приношу творцу на благословление, тогда пусть он даст мне свои планы! Где они? В священном писании, которое говорит, что надо делать. Айда всеми 10 миллиардами забить на все! Делаем только то, что написано в священном писании! Потому что других планов на нас творец не написал. Ну или написал, но добрые люди эти планы куда-то потеряли и до нас они просто не дошли. А если он с нами напрямую не разговаривает, тогда как узнать, какие его планы на нас?
Это четвертая (по-моему) практика. Смысл заключается в том, чтобы плыть по жизни по течению, не строя никаких планов. Все будет просиходить само собой. Хотя если я просто буду сидеть дома, то я знаю, чем это кончится – обезвоживание организма, отсутствие питательных веществ – мучительная, болезненная смерть. Ага! Значит я все таки должен построить минимальный план – как выйти из дома и найти еду! Че-то творец мне нигде этого не написал.

Посетили ли тебя
неожиданные неудачи житейские,
и уныние охватило
сердце твое, знай, что
От Меня это было.

Повтор.

Ибо Я хочу, чтобы сердце
твое и душа твоя
всегда были пламенеющими
пред очами Моими,
и побеждали именем Моим
это душевное малодушие.

???

Не получаешь ты долго
известий от близких и
дорогих тебе людей
и по своему малодушию
впадаешь в отчаяние
и ропот – знай,
От Меня это было.

Повтор.

Ибо этим томлением
твоего духа Я испытываю
крепость твоей веры,
в непреклонность обетования,
силу дерзновенной
молитвы твоей
о сих близких твоих.

Новая мысль. Творец проверяет нас. Это психологическое воздействие на читателя. Во всех системах должен быть контроль. Без него система тут же рассыпается, потому что найдется кто-то, кто скажет – а если за мной никто не присматривает – нафига все это нужно? Может можно похалявить? А тут – нет, не пройдет. За тобой смотрят и тебя контролируют, так что будь любезен выполнять все, как сказал творец, иначе будет как написано выше – пинай на себя.

Ибо не ты ли
вручил их Покрову
Матери Моея Пречистыя:
не ты ли некогда
возлагал заботу о них
Моей промыслительной любви.

???

Посетила ли тебя
тяжелая болезнь,
временная или неисцелимая,
и ты оказался прикованным
к одру своему, – знай, что
От Меня это было.

Повтор. Продолжение перечисления.

Ибо Я хочу, чтобы ты познал
Меня еще глубже
в немощаx своих телесных

Мысль о том, что все болезни имеют психологическую причину. Как показывает практика – множество внутренних напряжений ослабляют организм, что приводит к болезням. Также можно сказать о тяжких повреждениях организма в результате поведения. То есть мы создаем причины, из-за которых наступают события, в которых человек получает травмы.
Познание творца через болезнь – это упоминание смирения, утешения и необходимости следовать пути, описанному творцом. Следование пути и есть познание. Условно это можно назвать пятой практикой, хотя, скорее, это обобщение предыдущих.

и не роптал бы за сие
ниспосланное тебе испытание,
не старался бы
проникать в Мои планы
спасения душ человеческих
различными путями,
а безропотно и покорно
преклонил бы выю свою
под благость Мою к тебе.

Звучит четкий призыв – не старайся понять, не ропчи – преклони выю. Четкое указание на то, что не надо делать того, что я (ОГ) сейчас делаю – пытаюсь понять: как ведет по жизни меня и людей, которых я знаю. Я наблюдаю.

Мечтал ли ты
сотворить какое-либо
особенное дело для Меня
и вместо того
слег на одр
болезни и немощи –
От Меня это было.

Сотворить особенное дело – это намек на то, что не надо для меня ничего делать. Просто следуй моему пути.

Тогда бы ты был
погружен в свои дела,
и Я не мог бы привлечь
мысли твои к Себе,
а Я хочу научить тебя
самым глубоким мыслям и урокам Моим,
что ты на службе у Меня.

Основная мысль – ты на службе у меня, остальное понимать не надо. Способ пресечь вольнодумцев и людей, пытающихся разобраться.

Я хочу научить тебя сознавать,
что ты – ничто.

По сути опять же – смирись, ты овощ.

Некоторые из лучших
соработников Моих – суть те,
которые отрезаны
от живой деятельности,
чтобы им научиться
владеть орудием
непрестанной молитвы.

Упоминание людей, отрезанных от “живой деятельности” – то есть аскеты, отшельники. Про них сказано – они учатся владеть орудием (инструментом). Этот инструмент – непрестанная молитва. Это пятая практика. Она особенная, потому что требует аскезы. Кто либо из наших знакомых использует ее? Нет.

Призван ли ты неожиданно
занять трудное и ответственное
положение!? Иди, полагаясь
на Меня.

Упоминание об опоре по жизни. Аналогично опоре на друга.

Я вверяю тебе эти трудности,
ибо за это
благословит тебя
Господь Бог твой
во всех делах твоих,
на всех путях твоих, во всем,
что будет делаться
твоими руками.

И наконец ура! Нам дают возможность хоть немного своевольничать, чего не было во всем остальном тексте – “во всем, что будет делаться твоими руками”. Хотя из текста выше понятно, что все эти дела строго регламентированы планами творца, о которых, опять же см.выше, ничего не сказано, кроме как в писании. То есть методом исключения, мы пришли к тому, что если ты делаешь то, что в планах творца, о которых мы мало что знаем, то “благословит тебя”. Уже радует.
То есть на практике – начинаем делать все, как сказал творец и используем все практики, описанные здесь и смотрим на результат. Если ты делаешь все правильно – все будет супер! Хотя это супер похоже выглядит так: ты сидишь в чистом поле с листиком и голой попой. Хм.. Гламурненько. И теперь представим 10 миллиардов таких голож: Хотя, как мы уже поняли ранее, если все равно по жизни будут одни трудности – значит this lesson is not over.

В сей день даю
в руку твою этот сосуд
священного елея.
Пользуйся им свободно,
дитя Мое!

Елей – за понятием пришлось лезть в яндекс. Тебе дают священное масло для помазанья. Пользуйся им свободно – то есть все, что я захочу, могу этим елеем обработать. Под “все” подразумеваются дела.

Каждое возникающее
затруднение, каждое
оскорбляющее тебя слово,
каждая помеха в твоей работе,
которая могла бы
вызвать в тебе чувство досады,
каждое откровение твоей немощи
и неспособности пусть
будут помазаны этим елеем.

Но нет, все таки мне дается еще и инструкция к елею. Надо не все подряд им мазать, а только то, что затрудняет, оскорбляет, немощь и т.п. То есть все это святое. Потому что все это дело рук творца в планах его. Что по сути означает повтор мысли, только другими словами.
Кстати – интересное упоминание слова “работа” – как мы выяснили ранее – этого вообще нет в планах творца. Тогда зачем оно здесь?

Помни, что всякая помеха
есть Божие наставление.
Всякое жало притупится,
когда ты научишься во всем
видеть Меня, что бы ни коснулось тебя.

Опять повтор, только уже открытым текстом.

А потому и положи
в сердце свое слова,
которые Я объявил тебе
сегодня:
От Меня это было.
Ибо это не пустое для тебя,
но это – жизнь твоя.

И под зановес еще раз повторяется основная идея – все что происходит с тобой не так – все это от творца. И слушать надо то, что сказал творец и делать так, как он сказал, и учиться смирению, а может быть и орудие молитвы учиться использовать.

Краткое “итого”. Найдены реальные практики, которые можно применить в жизни. Чем эти практики закончатся – всем известно (см. монстыри и их обитатели). В тексте обрывками упоминается, что жизнь мирская все таки существует, но не понятно, как она должна быть связана с жизнью духовной.