Здесь выдержки, которые заслуживают внимание и мои комментарии к ним.
Глава 17
Школы настоятельно необходимы, — сказал он
однажды, — прежде всего, из-за сложной организации человека. Человек
неспособен к продолжительному наблюдению за своей личностью, т.е. за
всеми её различными сторонами. Это может сделать только школа, школьные
методу школьная дисциплина; человек чересчур ленив; многое он будет делать
без должной напряжённости или же вообще ничего не станет делать, воображая
при этом, что нечто делает. Он будет напряженно работать над чем-нибудь
таким, что не нуждается в напряжённости, и пропустит те моменты, где эта
напряжённость насущно необходима. Человек щадит себя; он боится сделать
что-то неприятное. Самостоятельно он никогда не достигнет необходимой
интенсивности в работе. Если вы наблюдали за собой, вы согласитесь с этим.
Когда человек ставит себе какую-то задачу, он очень скоро начинает потакать
себе, стараясь дать на эту задачу простейший ответ и т.д. Это не работа. В
работе учитываются только сверхусилия, т.е. усилия, превышающие
нормальные, необходимые; а обычные усилия в счёт не идут.
>>> Мне это напомнило армию и КГБ в советское время, когда сверхусилия были направлены на развитие, на науку. Не всегда конечно, но все же.
«Но в обычной практике человек не способен на
последовательные и длительные сверхусилия. Для того, чтобы их совершать,
необходима воля другого человека, которой чужда жалость и которая обладает
методом.
>>> Когда на нас оказывается воздействие из вне – это может привести к реализации того, что мы сами потенциально можем сделать, но по каким либо причинам не делаем. В этом смысле сразу появляется мысль о работе организаций. Начальство давит на подчиненных, заставляя делать работу, которая может быть и не понятна. Однако именно за счет такой организации – возможна жизнь и развитие.
Поэтому одной из первых вещей, которые человек должен освоить до
какой-либо физической работы над собой, является уменье наблюдать и
чувствовать мускульное напряжение и быть способным при необходимости
расслаблять мускулы, т.е. освобождаться от их ненужного напряжения».
>>> Пожалуй очень точное выражение, которое свободно от привязки к разным верованиям, убеждениям и т.п. Исключение только в том, что бессознательные напряжения создают мышечное напряжение. Сознательное расслабление эффективно только тогда, когда практикуется постоянно.
Он дал нам много упражнений для постепенного
расслабления тела н всех его мускулов, начинавшихся всегда с мускулов
лица, а также упражнений на «ощущение» рук, ног, пальцев и так далее.
Фактически идея расслабления мускулов не новая; но объяснение Гурджнева о
том, что расслабление мускулов тела необходимо начинать с мускулов лица, было
для меня новым; я не встречал его ни в книгах по «йоге», ни в литературе по
физиологии.
>>> Я использую эту технику именно таким образом издавна. Но это не мое изобретение. Мои учителя по жизни (начиная с 13 лет) объясняли, что именно такая последовательность наиболее эффективна.
Начав упражнения по расслаблению мускулов,
некоторые члены нашей группы достигли очень интересных результатов. Так, один
из них неожиданно научился расслаблением мускулов устранять сильные
невралгические боли в руке. Расслабление мускулатуры имело также огромное
значение для хорошего сна, и те, кто серьёзно выполняли упражнения по
расслаблению, вскоре отметили, что их сон становится более глубокими им
достаточно для него меньшего времени.
>>> Без комментариев… )
продолжу, когда время будет