Однако это вовсе не значит, что человек лишён
какого-либо выбора, что он обязан следовать тому, что не соответствует его
исканиям. Сам Гурджиев сказал, что «общих» школ не существует, что каждый «гуру», или руководитель школы, работает по своей специальности: один — скульптор,
другой — музыкант, третий — кто-то ещё, и все ученики такого гуру должны
изучать его специальность. Понятно, что здесь выбор возможен. Человек должен
подождать, пока он встретит гуру, чью специальность он может изучать, чья специальность соответствует его вкусам, склонностям и
способностям.
>>> Очень важный момент. Когда речь идет о выборе гуру, которому ты начинаешь бесприкословно подчиняться и чьи идеи и мысли ты обязан, как ученик, впитывать полностью, здесь не может быть ограничений. Поиск начинается с голода (опять же по успенскому). Этот голод может быть разный.
Нет никакого сомнения в том, что могут быть
очень интересные пути, такие, как музыка и скульптура. Но невозможно
требовать от каждого человека, чтобы он учился музыке и скульптуре. В
школьной работе, несомненно, существуют обязательные предметы,
изучение которых необходимо, и, если так можно выразиться, вспомогательные
предметы, изучение которых предполагается только в помощь изучению
обязательных. Методы школ также могут значительно отличаться друг от друга.
Соответственно трём путям методы каждого гуру могут приближаться или к
пути факира, или к пути монаха, или к пути йогина. И, конечно, может
случиться, что начинающий работу человек совершит ошибку, выбрав такого
руководителя, за которым он не может следовать сколько-нибудь далеко.
Разумеется, задача руководителя — следить за тем, чтобы с ним не начинали
работать люди, для которых его методы и предметы его специальности будут
всегда чуждыми, непонятными и недоступными. Но если это всё-таки случилось,
если человек начал работать с таким руководителем, за которым он не в
состоянии следовать, тогда, конечно, заметив это и уяснив положение, он
должен уйти и искать другого руководителя или работать самостоятельно, если
он на это способен.
>>> Продолжение мысли о выборе гуру. Ослепленный идеей и внутрением рвением, через некоторое время понимаешь, что не можешь следовать за гуру. Причина – “методы и предметы будут всегда чуждыми, непонятными и недоступными.
Пути Успенского и Гурджиева разошлись, когда из Франции Гурджиев уехал в америку. Успенский же продолжил чтение лекций в Анлгии.