Выдержки Гурджиев “Взгляды из реального мира”

Например, ум хочет чего-то, а чувство не хочет; если ум окажется
сильнее чувства, человек повинуется уму; в противоположном случае он
будет повиноваться своим чувствам. Вот это и называется “свободной
волей” обычного человека. Обычным человеком управляет то его ум, то
чувство, то тело. Очень часто он повинуется приказаниям, исходящим из
автоматического аппарата; в тысячу раз чаще его поведение направляется
половым центром.

>>> Кстати это и есть то самое обобщенное описание того, что происходит с нами чаще всего. Мы затеваем что-то, подчиняемся уму, потом чувства берут верх и мы перестаем делать то, что начали.

Я знаю себя, я могу судить на основании знания себя. Он бросил на меня
презрительный взгляд. Может быть, кто-то сказал ему нечто, и это
заставило его создать плохое мнение обо мне. Мне жаль его, потому что
он в такой степени оказался рабом мнения, что смотрит на меня глазами
других людей. Это доказывает, что он не умен: он раб чужого мнения и
потому не в силах оскорбить меня.

>>> Первый раз я столкнулся с аналогичным подходом в христьянстве. Потом аналогичный подход увидел в магии. Потом такой же подход встретил в НЛП, где его называют “рефрейминг”. Суть этого действия заключается только в том, чтобы изменить точку зрения на событие. Изменив точку зрения, замещаешь одно чувство другим (или эмоции, хз). Если заменить неприятное ощущение приятным – обиду на сострадание – внутри становится легче. Это известнейший маневр, позволяющий не растрачивать энергию или здоровье (в зависимости от точки зрения). Доведенный до автоматизма пример позволяет ощущать себя гораздо комфортнее во многих ситуациях.

У вас имеется контейнер для мусора, и до сих пор вы все туда сваливали.
Там лежит много дорогих вещей, которыми вы могли бы воспользоваться.
Есть специалисты, которые выбирают из мусора всевозможные вещи;
некоторые из них заработали на этом большие деньги. В ваших контейнерах
содержится достаточно материала для того, чтобы знать все. Нет нужды
собирать в мусороприемники что-то еще, в них есть все. Не хватает
только понимания – место понимания остается пустым.

>>> Знакомые идеи. Кастанеда примерно тоже самое написал. Предполагаю, что у некоторых людей есть понимание, но использовать его практически они не могут.

Вопрос: Я часто вспоминаю свою цель, но у меня не хватает энергии делать то, что я считаю нужным.
Ответ:
Человек не имеет энергии для выполнения намеренных целей, потому что
вся его сила, приобретенная ночью, во время пассивного состояния,
растрачивается на отрицательные проявления. Это автоматические
проявления, противоположные положительным, волевым проявлениям.
Для
тех из вас, кто уже способен автоматически вспоминать свою цель, но не
имеет силы добиться ее, я рекомендую следующую практику. Посидите в
уединенном месте, по крайней мере, час. Расслабьте все мускулы. Дайте
свободу течению ассоциаций, но не поддавайтесь им. Скажите им так: если
вы позволите мне сейчас сделать то, что я хочу, позднее я удовлетворю
ваши желания. Смотрите на свои ассоциации, как если бы они принадлежали
кому-то другому, удерживайтесь от отождествления с ними.
В
конце часа возьмите кусочек бумажки, напишите на нем свою цель.
Сделайте эту бумажку своим идолом. Все прочее для вас не имеет
значения. Вынимайте ее из кармана, постоянно перечитывайте, повторяйте
это ежедневно.
Таким образом она станет частью вас, сначала
теоретически, а потом и на самом деле. Для приобретения энергии
практикуйте это упражнение в спокойном сидении и полном расслаблении
мышц, как если бы они были мертвы. Примерно через час, когда все в вас
успокоится, принимайте решение касательно своей цели. Не позволяйте
своим ассоциациям поглотить себя. Поставить себе намеренную цель и
осуществить ее – это дает магнетизм, способность “делать”.

>>> Вобщем-то это практика, которую именно в такой последовательности можно испробовать. Хотя нечто аналогичное я пробовал несколько иным способом.

– Если хочешь стать богатым, подружись с полицией.
– Если хочешь стать знаменитым – подружись с журналистами.
– Если хочешь быть сытым – подружись с тещей.
– Если хочешь жить в мире и спокойствии – подружись с соседом.
– Если хочешь спокойно спать – помирись с женой.
– Если хочешь стать атеистом – подружись со священником.

>>> Это выражения отца Гурджиева. Это не весь список, но наиболее понравившиеся.

И в самом деле, любое коммерческое предприятие, которое
организовывал мой отец, несмотря на все его усилия приносило ему одни
убытки. Однако так происходило не потому, что он был непрактичным в
деловом отношении или не имел способностей к коммерческой деятельности.
Причина этих неудач заключалась в его характере.
Свойство его
натуры, по-видимому сформировавшееся еще в детском возрасте, я бы
определил так: инстинктивная антипатия к возможности строить свое
счастье на несчастьях других людей.
Иными словами, будучи очень
гордым и честным человеком, мой отец никогда не мог извлекать выгоду из
наивности или неопытности своих партнеров. Но большинство из тех, кто
окружал его, являясь типичнейшими представителями своего времени,
использовали его честность и несуетность для того, чтобы обмануть его
самым бессовестным образом.

>>> Что-то мне это напоминает.

Несмотря на то что мой отец часто попадал в сложные ситуации,
преодолеть которые было невозможно, и несчастья сыпались на него как из
рога изобилия, несмотря на то что он постоянно сталкивался с самыми
низменными проявлениями человеческой природы, заставлявшей
предполагать, что человек произошел от шакала, – он сохранил доброе,
отзывчивое сердце и всегда оставался самим собой.
Отсутствие в
его жизни того, что называется материальным благополучием, не тревожило
его ни в малейшей степени. Все, что было необходимо моему отцу, – это
немного хлеба на обед и тишина в те часы, когда он предавался медитации.
Единственное, что могло его расстроить, – отсутствие свободного времени по вечерам, когда он любил наблюдать за звездами.
Все, что я могу пожелать для себя. это стать таким человеком, каким был мой отец в зрелые годы.

>>> Здесь следует отметить, что Гурджиев, вероятно, и стал модернизированной копией отца. В том, что я уже успел прочитать, я не видел больше столь же ясного и четкого упоминания его отношения к материальному благосостоянию. Для меня важно то, что я бы хотел добавить в свою жизнь то умение, которое в значительной степени способствовало росту моего благосостояния. Это отличие для меня очень важно. Я понимаю, насколько ценно иметь внутренний мир, который представляет собой Само Спокойствие и умиротворение, единение с природой, миром, космосом и т.д. Но, раз уж я родился не где-нибудь, а в Москве – в городе, который всегда кипит, то и путь, возможно, мне предстоит пройти именно этот. Обращаю часто внимание на то, что у меня нет яркой направленности на то, чтобы избавиться от этого города, не решив свою задачу.

Я также очень хорошо помню, как отец и Борш повторяли: чтобы в
зрелом возрасте человек мог стать полезным членом общества, а не
паразитировать на нем, его воспитание должно опираться на десять
основных принципов.
С раннего детства ребенку необходимо исподволь внушать следующее:
1 Веру в неизбежное наказание за ослушание.
2 Веру в то, что вознаграждение дается только по заслугам.
3 Любовь к Господу, но безразличие к святым.
4 Неприятие жестокого обращения с животными.
5 Боязнь обидеть родителей и учителей.
6 Отсутствие страха перед чертями, мышами и змеями.
7 Способность радоваться тому, что имеешь.
8 Желание сохранить добрые отношения с окружающими.
9 Терпеливое отношение к физическим страданиям.
10 Стремление зарабатывать “свой кусок хлеба” как можно раньше.

>>> Во многом спорный перечень. Из него я приветствую 4, 6, 7, 8, 9, частично 5.
П. 1, 2 – ограничители, которые в зрелом возрасте могут сыграть злую шутку.
П. 3 – индивидуально по достижении зрелости
П. 5 – “боязнь обидеть” следует заменить на уважение
П. 10 – пусть лучше учится как следует…
Хотя во многом зависит от характера ребенка. Если от природы коммерсант – пусть работает на себя)

Чтобы глубже разобраться в этом вопросе, который меня заинтересовал, я
обратился к книгам, которые мне давали Богаевский и его друзья.

>>> И это тоже хорошо знакомо. Если у Г. началось все со столоверчения, то у меня началось с постоянных взрывов лампочек и прочем постоянным непонятным событиям.

Продолжу позже)